Технически – это мангал (жаровня из листового металла с четырьмя ножками по уголкам). Фактически – это механическая скульптура из 120 килограмм нержавеющей стали, 20 кг ценной породы дерева мербау и 12 подшипников скольжения и качения, из них есть шариковые и опорные. Колёсики со стопорами, все четыре и все четыре поворотные. Несмотря на большую массу, катается мангал достаточно легко и свободно.
Сколько времени заняло производство
Делали этот мангал полгода. Первые два с половиной месяца заняло проектирование. В производство пошёл третий вариант конструкции, который устроил заказчика. Закупка комплектующих тоже заняла время. Нержавейка толщиной 6 мм покупалась на Урале. Колёсики ехали из Нидерландов. Штурвалы от старых станков ехали из разных городов России. Только производство деревянный частей заняло три недели.
Функциональная часть
Основной элемент этого барбекю – это многофункциональная жаровня. На неё можно положить держатель для казана, шампуры, а также сюда укладывается решётка для гриля.
Крышка со встроенным термометром. Откидывается и встаёт на стопоры.
Самое главное, что высота готовки относительно колосника регулируется с помощью механизма подъёма, приводимого в действие с помощью ходовых винтов, которые работают в латунных подшипниках (так как здесь горячая зона). Подшипники со смазкой не подходят, нужна только латунь. Ходовой винт приводится в движение с помощью звёздочки под 530 мотоциклетную цепь. Левый и правый борт синхронизируются и связываются с помощью этой цепи.
Повар приводит механизм подъёма в движение с помощью ведущей шестерни, к которой прикреплён маховик от старого станка. При вращении штурвала механизм поднимается вверх и опускается вниз. При поднятом состоянии крышку закрыть нельзя. Для того, чтоб цепь не провисала и была всегда натянута, здесь есть натяжитель, он же гаситель колебаний. Этот натяжитель – доработанный ГРМ (газораспределительный механизм) от какой-то машины.
Поддувало
Для регулировки интенсивности горения есть поддувало. Оно открывается и закрывается также с помощью штурвала, который управляет ходовым винтом (М40, трёхзаходная, ход резьбы 6 мм). Здесь был изначально такой же винт как на механизме поднятия (М16, шаг 2), но тогда для полного открытия поддувала нужно было сделать ~50 оборотов штурвала, в окончательном варианте для полного открытия поддувала достаточно всего 16 оборотов. Винт из нержавейки, гайка ходовая из чугуна – пара скольжения получается весьма хорошая.
Декорации на фасаде
Чтоб можно было видеть всю механику, на фасаде есть смотровые окошки. По бокам – стекляшки. Гравировка на стекляшках. На вырезы приварили металлическую сеточку. К сеточке ещё немного красоты и декора. Довольно интересная работа. Поскольку техническое задание было сформулировано заказчиком очень просто: мне нужен мангал. То есть, для мастера был дан простор для творчества и это творчество состоялось.
Боковой столик
С правого боку есть сервировочный столик. Он достаточно крепкий, на нём даже сидеть можно. Но не предполагается, что на нём будет производиться разделка мяса. Это сервировочный стол: поставить стаканчик вина, коньяка и готовое блюдо. Для того, чтоб в сложенном виде столик не болтался, на концах есть крючки, которые цепляются за штангу снизу. В разложенном состоянии на эти крючки вешается пакет с мусором. Такая недокументированная особенность. С левого боку есть корзинка для бутылки. Удобно брать её оттуда и поливать угли.
Неудача
Была неудача при сборке этого мангала. Когда всё было собрано и проверено, что всё работает отлично, детали изделия были отданы в пескоструйную обработку для того, чтобы придать после сварки единый цвет и фактуру металла. Но несмотря на толщину стали 6 мм детали деформировались немного. Плоскости для подшипников разошлись на доли градусов. То есть, до пескоструйки усилие на штурвале было порядка 5 килограмм, а после обработки надо было прилагать усилие двумя руками порядка 20 кг, чтоб повернуть штурвал. Чтоб понять эту причину пришлось потратить четыре дня. Неисправность ликвидирована, сейчас всё работает хорошо.
Сколько стоит
Остался вопрос: сколько такой красивый мангал будет стоить. Но о деньгах говорить не будем. Потому что у заказчика есть жена. Если она узнает сумму, потраченную на покупку мангала, то процент разводов немного повысится. В общем, в этом изделии только стали нержавейки на 70000 рублей ($950).
Следующие изделие, наверное, будет ларёк для производства шаурмы на конной тяге, – говорит мастер Иван Бугаев из Москвы, изготовивший этот мангал. Почему бы и нет.
Смотрите ещё:
Bfire – газовый гриль российского производства
?????
Шедевральная работа