Законодателями лучших традиций барбекю и производства грилей принято считать американцев. В пандемию (2020-2022 год) выручка ведущих игроков из США на этом рынке выросла в среднем на 55%. Однако рост сегмента товаров для дачного отдыха в Америке начался гораздо раньше, и подобное происходит сейчас в России.
Замена американского гриля
Курс российского правительства на импортозамещение открывает для отечественных компаний новые возможности, в частности в нише производства газового гриля.
В начале 2022 года на предприятии в городе Истра Московской области поняли, что надо следовать трендам, и помимо оборонных заказов решили наладить выпуск гражданской продукции. Для этого направили председателю правительства РФ Михаилу Мишустину письмо, в котором обратились с просьбой обозначить какие-то актуальные направления, задачи в импортозамещении, возможно, загрузить заказами. Но в ответ получили только предложение о кредитовании, которое никак не решало поставленные задачи. Нужно было на что-то решаться и действовать самостоятельно.
Бум на загородную недвижимость в России рождает новые товарные ниши. Россияне стремятся обустроить свои владения, выбирая современные технологии и комфорт. Дача или частный дом без мангала или гриля – как река без воды. Пикник с родными и друзьями на собственной территории теперь уже не только летняя тема – готовить мясо у себя во дворе можно круглый год.
От покупки газового гриля многих останавливает его высокая стоимость. Газовый гриль по многим параметрам обходит угольный: не зависит от погоды, не требует специальных материалов и длительного времени для розжига, а также постоянного присутствия человека, поскольку установка сама контролирует заданную температуру. И кроме того, газовый гриль подходит и для помещения, и для приготовления домашнего ужина на свежем воздухе.
Статистика продаж грилей
Люди меньше путешествуют, а всё больше развлекаются и едят дома, о чём свидетельствует статистика последних лет. В пандемию коронавируса, по информации Bloomberg, выручка ведущих производителей грилей из США выросла в среднем на 55% из-за роста спроса на грили, мангалы и коптильни среди домовладельцев в целом по стране на 41%. Подобная тенденция наблюдается и в других странах: суммарная стоимость экспорта мангалов и грилей из России в 2021 году увеличилась к предыдущему году на 81%, 320 тысяч долларов, приводит данные агентство ROIF Expert. Отмечается, что основные потребители этой категории товаров – жители Финляндии, а также постсоветского пространства – Беларуси и Казахстана.
В России в 2022 году спрос на услуги специалистов, которые по звонку выезжают с мангалами и грилями, чтобы приготовить мясо, по сведениям «Avito Услуги», вырос в среднем на 30%.
Москвичи обращаются за услугами шашлычников на 74% чаще, чем в 2021 году, а рекорд установили в Волгограде, где спрос подскочил на 140%.
Спрос на грили в России
Собрав всю статистику предприниматели приступили к изучению спроса на местах. Представители предприятия Истры прошли по салонам, навели справки про российских производителей. Выяснили, что никакого импортозамещения в газовых грилях нет вообще, ниша свободна, и её можно занять, выпустив более дешёвый продукт. Нет, конечно, газовые грили в продаже есть, но это американские установки Weber, Bull, Char-Broil, канадские Napoleon, которые до сих пор не пускали на рынок отечественных предпринимателей. В силу разных ограничений, скорее всего, зарубежные производители свернут своё присутствие на российском рынке, а значит, откроются большие просторы для собственного развития. Рано или поздно появятся конкуренты и в России, но это даже и хорошо, так как будет с кем соревноваться, что даст возможность развиваться.
Анализ запросов в Гугле и Яндексе на приобретение газовых грилей в России показывает, что спрос в поисковых системах за последние два года колеблется в зависимости от сезона в среднем от 28 тысяч до 56 тысяч запросов.
По мнению специалистов, которые занимаются продажей, объём рынка газовых грилей в нашей стране достаточно большой – в среднем 5 тысяч штук в год.
Изобретение российского гриля
От аналитики перешли к этапу изобретения. У истринского предприятия своё конструкторское бюро, которое раньше занималось модернизацией военной техники. Специалистам была поставлена задача сделать гриль-конструктор, который заказчик мог бы подстроить под себя. Действовали по принципу обратного инжиниринга: ездили по магазинам, изучали установки разных производителей, чтобы ускорить процесс проектирования. Наконец приобрели тот гриль, который максимально устраивал внешне и функционально с учётом существующих в наличии производственных технологий. Полностью разобрали установку, до винтика, изучили все тонкости. Но не просто скопировали, а определили недостатки, усовершенствовали конструкцию, фактически получив новое устройство. Первый опытный образец оказался успешным. Собственную разработку запатентовали. Так предприятие из Истры стало первым производителем газовых грилей в стране.
Следующим этапом инженеры сделали максимальную и самую дорогую версию для более взыскательных клиентов: с четырьмя горелками, задней инфракрасной горелкой, с вертелом, на тележке, с боковыми столиками разных типов, с подсветкой. В магазинах можно встретить зарубежные грили с такими характеристиками за 2 миллиона рублей. Но в отечественной разработке более прочный и долговечный металл по сравнению с импортными аналогами.
Дальше предстоит создать народный гриль. А именно надо расширить ассортимент, чтобы наладить серийное производство и завоевать массовый сегмент более компактных и дешёвых модульных конструкций не из нержавейки, а из чёрного металла.
Плюсы российского гриля
Сейчас россияне, которые пользуются зарубежными грилями, будут сталкиваться с проблемой техобслуживания и дефицитом запчастей. У отечественного производителя такие покупатели получают гарантию качества и необходимую техподдержку. Кроме того, позитивный прогноз очевиден: российский газовый гриль примерно на 50% дешевле зарубежного – 357 тысяч рублей в максимальной комплектации при стоимости американского аналога 600 тысяч рублей. А самая маленькая модель истринского гриля доступна на момент публикации от 122 тысяч рублей.
К тому же, в отличие от иностранных компаний, у покупателей российского устройства есть возможность самим собрать свой гриль, как конструктор: выбрать все необходимые детали. Если даже этот гриль встроить в столешницу, установить на тележку и добавить боковые столики, он всё равно будет дешевле импортного варианта. Безусловно, есть вероятность, что зарубежные установки могут поставлять в страну параллельным импортом, но с учётом более дорогой логистики зарубежные грили ещё больше вырастут в цене.
Первая партия грилей
На момент публикации на предприятии в городе Истра изготавливается первая партия из 120 грилей. Среди заказчиков – гриль-центры, которые раньше продавали зарубежную продукцию. У них есть востребованность в ходовых моделях, для них разрабатывают новые модели угольных грилей и смокеров для копчения.
А ещё в Истре проектируют компактный мусоросжигатель, размером со стандартную бочку. В нём можно сжигать без дыма разный мусор, например, на даче, на стоянке.
Сложности производства грилей
Естественно, одного желания выпускать новую продукцию недостаточно. Промышленный выпуск газовых грилей тормозят высокие цены на металл и отсутствие определенных комплектующих в России. Приходится закупать в Китае даже плафоны для духовок, а также клапаны и керамические горелки. К тому же поставки тормозят ещё и таможенные сложности. Поэтому надо стараться максимально заместить импорт, сейчас отечественных деталей в российском гриле больше примерно 70 процентов.
К сожалению, из-за высокой себестоимости начального производства отдельных деталей не получается заместить все зарубежные комплектующие, нужны большие капиталовложения. Например, если запустить выпуск газовых клапанов в России, то их цена возрастет в 5 раз по сравнению с закупочной. Поэтому справляться с проблемами приходится собственными силами, исходя из ситуации. Посильную помощь предприятию оказывают в администрации городского округа Истры с поиском земли – подыскивают новый участок под отдельное производство газовых грилей, поближе к основной базе. Ведь на большое расстояние от Истры сотрудники не смогут ездить, к тому же предприятие расширяет штат, набирает как рабочих, так и конструкторов.
Публикация подготовлена по материалам компании Butrimov Exclusive Business город Истра Московской области.
Читайте ещё:
Bfire – газовый гриль российского производства