Как секретная формула WD-40 остаётся загадкой более 60 лет

Журналист Вячеслав Шушурихин из Якутска опубликовал на портале VC.ru историческую справку о универсальной смазке WD-40. История этого бренда насчитывает более 60 лет. Создавался WD-40 для защиты космических ракет, сейчас этой смазкой пользуются в шутку или всерьёз как парфюмом. Во-первых, WD-40 очень быстро растворяет ржавчину, и достаточно надолго образует пленку. Во-вторых, устраняет скрипы в петлях надолго, в отличии от других смазок, которые на месяц-три убирают скрип. В-третьих, WD – расшифровывается как Water Displacement – вытеснитель влаги.

40 попыток, чтоб изобрести WD-40

В 1953 году в Сан-Диего, Калифорния, появилась химическая компания Rocket Chemical Company (Ракетная Химическая Компания, пер. ред.) – три человека во главе с основателем Нормом Ларсеном.

Первым заказчиком компании стала аэрокосмическая Convair, которой понадобилось антикоррозийное средство для защиты обшивки ракеты Atlas. Внутрь ракет попадала влага во время транспортировки из Сан-Диего на полигон.

39 первых вариантов средства от Rocket Chemical Company были либо слишком вязкими, либо слишком жидкими. Удачной стала сороковая попытка: в лабораторной книге средство записали под названием WD-40, где «WD» — «Water Displacement» (водоотталкивание). Компания засекретила формулу и с тех пор ни разу её не меняла.

По данным самой фирмы, смазку придумал Норман Ларсен. Но есть и другое мнение. Профессор истории Айрис Энгстранд, изучающая Сан-Диего, предполагает, что сооснователем компании и создателем WD-40 был тёзка Ларсена, химик Норман Лоусон.

Норман Лоусон (Norman Lawson) с сейсмографом
Норман Лоусон (Norman Lawson) с сейсмографом

Норман Ларсен появился в компании позже: он руководил Rocket Chemical Company с 1957 по 1958 год, считает она. Со временем их имена перепутались, и Ларсену приписали заслуги Лоусена, отмечает Энгстранд.

Норман Ларсе (Norm Larsen), президент компании Rocket Chemical Company
Норман Ларсе (Norm Larsen), президент компании Rocket Chemical Company с 1957 по 1958 год. Фото http://sandiegohistory.org/sites/default/files/journal/v60-4/v60-4engstrand.pdf

О том, что смазку можно использовать для домашних нужд, производитель узнал из-за воровства работников.

Переименование в WD-40 Company

В 1958 году руководителем Rocket Chemical Company стал один из сооснователей Сай Ирвинг. 15 сентября того же года он заявил, что компания каждый день выпускает 8000 баллончиков с WD-40.

В 1969 году Ирвинг ушёл в отставку, и его сменил зять Джон Барри. Почти сразу после своего прихода Барри поменял название компании с Rocket Chemical Company на WD-40 Company в честь её единственного продукта. Решение он обосновал тем, что фирма не производит ракет.

Ранние упаковки WD-40
Ранние упаковки WD-40. На той, что слева, изображена ракета — как напоминание, почему смазка вообще появилась. Фото jalopnik.com и wd40company.com

При Барри WD-40 Company раздавала образцы продукции. Например, во время войны во Вьетнаме компания каждый месяц отправляла 10 тысяч упаковок WD-40 для американских солдат, чтобы они могли защитить оружие и технику от влаги.

Важной задачей для Барри была защита секретной формулы WD-40, торговой марки и узнаваемого дизайна упаковки. Компания не патентовала WD-40, чтобы избежать раскрытия ингредиентов. Барри признавал, что другие крупные компании, например 3M и DuPont, производили очень похожую на WD-40 продукцию.

упаковка WD-40
Некоторые пробовали копировать и упаковку WD-40: сине-жёлтую банку с красной крышкой. Именно поэтому компания документально защитила сочетание цветов на упаковке.

Стремительный рост компании

При Барри смазка появилась не только на полках специализированных хозяйственных магазинов, но и в супермаркетах. Когда одна из крупнейших американских торговых сетей Sears предложила продавать WD-40 под своим брендом, Барри отказался.

При нём же резко вырос рекламный бюджет, WD-40 Сompany начала активно продвигать товары за рубежом, отмечает The New York Times. В одном из интервью гендиректор сказал, что его компания на самом деле не производственная, а маркетинговая.

В 1971 году WD-40 Company открыла первый международный офис в канадском Торонто. В течение 20 лет компания открыла зарубежные офисы в Великобритании, Австралии, Испании, Малайзии и Франции. В 2008 году она впервые получила больше половины своей выручки извне США.

Годовые продажи компании тоже росли:

В 1970 году — $2 млн.
В 1983-м — превысили $50 млн.
В 1990-м — $91 млн.
В 1992-м — $100 млн.
Компания стала публичной в 1973-м, разместив акции на Nasdaq с тикером WDFC. В ходе IPO рыночная оценка компании достигла $4,95 млн.

В 1993 году компания заявила, что продукция WD-40 есть в четырёх из пяти домов США и 81% работающих американцев пользовались ей на рабочем месте. В том же году продажи составляли до 1 млн банок в неделю, и компания вошла в десять самых прибыльных на Nasdaq.

Объясняя секрет полувекового успеха WD-40, Гарри Ридж, руководитель компании с 1997 года, говорил: «Люди любят его, потому что это честный продукт. Он делает то, что обещает».

Главное, что внутри

До сих пор единственным продуктом компании остаётся WD-40 в разных упаковках — от ручки-тюбика, которую можно положить в карман, до 200-литровой бочки.

продукция WD-40
Продукция WD-40: разная упаковка, а содержание одно и тоже.
продукция WD-40 в мультфильме
В мультфильме “Царь горы” главный герой Хенк Хилл брызгает на баллончик с WD-40 другим баллончиком WD-40.

В 2011 году презентовала линейку WD-40 Specialist: в неё входят быстросохнущий очиститель контактов и очиститель тормозов. Спустя год WD-40 Company основала дочернюю компанию WD-40 Bike Company. Она выпускает средства для ухода за велосипедами.

Тогда же производитель запустил продажи банок ограниченной серии:

  • С эскизами автомобильного дизайнера Чипа Фуза — он известен работами для Ford и Chevrolet.
  • И с военным дизайном. 10 центов с каждой проданной банки компания переводила в военные благотворительные фонды. По итогам акции компания пожертвовала около $300 тысяч.
лимитные серии wd-40
Сверху — банки с логотипом Чипа Фуза, снизу — в поддержку военных

В данный момент

Рыночная капитализация компании на ноябрь 2020 года оценивается в $3,5 млрд, выручка за 2019 год составила $423 млн, валовая прибыль за 2019 год — $232 млн.

Празднуя свое 65-летие в 2018 году, компания торжественно поменяла место хранения своей секретной формулы — перенесла её в другой сейф в Сан-Диего.

Чемоданчик с секретной формулой
Чемоданчик с секретной формулой перевозил лично гендиректор компании Гарри Ридж. Он работает в компании с 1987 года. Фото wd40.co.uk

Корпорация заявляет, что все опубликованные рецепты по созданию смазки в домашних условиях основаны на догадках. Компания не патентует состав формулы WD-40, чтобы точный рецепт оставался секретом.

На развлекательном сайте Пикабу пользователи заметили, что от запаха WD-шки женщины прямо “писают кипятком” и считают его самым возбуждающим. Теперь WD-40 будут пользоваться даже для запаха, так как женская половина сообщества Пикабу подтвердила этот факт.

wd-40 духи
Фотожаба, коллаж RicardoAbelardo. Фото https://pikabu.ru/story/wd40_spray_more_get_more_7833170

Смотрите ещё:

Опубликовано 1 год назад в теме "История"
Ссылка на публикацию:
Короткая ссылка:
Комментарии4
  1. антон васильев

    Так вэдэха это газированный керосин под давлением , как я понимаю

  2. Роман В

    Вэдэшка вещь!

  3. Александр Кузнецов

    Со школы знаю, что керосин обладает повышенной проникающей способностью. Поэтому если нет вэдэшки, то можно взять его.

  4. Fox

    Качественный материал. И ВД-шка и статья.

Добавить комментарий

Про мангалы