Котловая сталь для мангала хорошее, но не лучшее решение

Мечта многих производителей мангалов – это делать жаровни из такого металла, которые бы не ржавели, не выгорали, не деформировались как минимум 100500 лет. А где такой металл взять? Большинство диванных экспертов сходится во мнении, что идеально использовать если не “нержавейку”, то хотя бы “котловую сталь”.

Котловая сталь – это сталь для деталей котельных установок, работающих при повышенных температурах, в контакте с водяной и паровой средами. Применяется для производства корпусов котлов и резервуаров, цистерн для перевозки сжиженных газов, нефтепродуктов и других жидких и газообразных грузов; изготовление фитингов, запорной арматуры и других вспомогательных элементов для оборудования, работающего под давлением.

Перечислять марки котловой стали можно долго:

P235GH, P265GH, P295GH, P355GH, 16Mo3, P275NH, P275NL1, P355N, P355NH, P275NL1, P275NL2, P355NL1, P355NL2, P460NH, P460NL1,P460NL2, P355M, P355ML, P355ML2, P420M, P420ML, P420ML2, P460M, P460ML, P460ML2, P235S, P265S, P275SL, P440NJ4, 151-430A,151-430B, 161-430A, 161-430B, 223-490A, 223-490B, 224-460A, 13CrMo4-5, 13MnNi6-3, 224-460B, 224-490A, 224-490B, A, B, C, 55, 60, 65, 70, B, F, Q, 15К, 16K, 18K, 20K, 22К, 09Г2С, 16ГС, 10Г2С, 12ХМ, 17ГС, 17Г1С, 10Х2М, 14ХГС, 17Г1С-У, 13Г1С, 12Х1МФ и т.д. и т.п.

А из которой же лучше делать мангал?

На форумах рекомендуют, что в мангалах надо использовать легированные марганцовистые стали, например, 09Г2С, 10Г2, 17ГС, обуславливая тем, что эти стали создавались для работы при температурах от -70 до +425°С. То есть плюс в том, что такая сталь износостойкая и не поддаётся температурной деформации в рассчитанных диапазонах. И на рынке мангалов достаточно примеров, кто уже делает мангалы из этих сталей. Но оправдано ли это?

Нет. Мангалы как ржавели, так и продолжают ржаветь. Как прогорали, так и продолжают прогорать. Может чуть-чуть меньше, но овечка выделки не стоит. Если “котловая сталь” была бы такой чудесной, что не корродировала, то её бы сейчас везде использовали, особенно автопроизводители, у которых машины “цветут” лучше, чем цветы.

Энциклопедичный пример использования “котловой стали” в мангале – это модель изделия “Буран-2” от производителя знаменитый печек “Бренеран”/”Булерьян”. Мангал делается из той же стали, что и печки. Постояв на улице под дождём, побывав в эксплуатации, изделие покрывается коррозией. И если ржавчину ежегодно не счищать и не обновлять краску, то срок эксплуатации мангала под открытым небом ограничен 5-6 годами.

Шашлыки на мангале Буран-2.
Шашлыки на мангале Буран-2.

Между прочим если из мангала вычищать золу, держать его в сухом месте, то спустя время Буран-2 можно перепродать – вид у него будет потрёпанный, но геометрию свою он сохраняет за счёт ребер жесткости на боках изделия, но никак не из-за используемой марки стали.

Буран-2 б/у с доски объявлений Авито
Буран-2 б/у с доски объявлений Авито
Буран-2 б/у с доски объявлений Авито
Буран-2 б/у с доски объявлений Авито

А вот для сравнения мангал “Витос” массового производства, который делают из обычной стали марки СТ-3, фото также с доски Авито. Его хозяева “кочегарили” так, что даже ручки у шампуров подгорели.

Мангал Витос б/у с доски объявлений Авито.
Мангал Витос б/у с доски объявлений Авито.

Или вот мангал “Компакт Люкс” из стали СТ-3, который используется хозяевами как подставка для банок, так он вообще выглядит как новый, потому что не применяется по прямому назначению. Тоже с доски объявлений Авито.

Мангал "Компакт Люкс" б/у с доски объявлений Авито.
Мангал “Компакт Люкс” б/у с доски объявлений Авито.

Вывод такой, что желание производить мангалы из сталей таких как “котловая” – это маркетинговый ход, пользы от этого ни покупателям, ни производителям нет. А для того, чтоб избежать ржавчины нужно использовать более коррозиестойкие и огнестойкие марки сталей, которые соответственно стоят в два-три раза дороже. Или не жарить шашлыки вообще.

Смотрите ещё:

Добавить комментарий

Про мангалы