Журналист Вячеслав Шушурихин из Якутска опубликовал на портале VC.ru историческую справку о универсальной смазке WD-40. История этого бренда насчитывает более 60 лет. Создавался WD-40 для защиты космических ракет, сейчас этой смазкой пользуются в шутку или всерьёз как парфюмом. Во-первых, WD-40 очень быстро растворяет ржавчину, и достаточно надолго образует пленку. Во-вторых, устраняет скрипы в петлях надолго, в отличии от других смазок, которые на месяц-три убирают скрип. В-третьих, WD – расшифровывается как Water Displacement – вытеснитель влаги.
40 попыток, чтоб изобрести WD-40
В 1953 году в Сан-Диего, Калифорния, появилась химическая компания Rocket Chemical Company (Ракетная Химическая Компания, пер. ред.) – три человека во главе с основателем Нормом Ларсеном.
Первым заказчиком компании стала аэрокосмическая Convair, которой понадобилось антикоррозийное средство для защиты обшивки ракеты Atlas. Внутрь ракет попадала влага во время транспортировки из Сан-Диего на полигон.
39 первых вариантов средства от Rocket Chemical Company были либо слишком вязкими, либо слишком жидкими. Удачной стала сороковая попытка: в лабораторной книге средство записали под названием WD-40, где «WD» — «Water Displacement» (водоотталкивание). Компания засекретила формулу и с тех пор ни разу её не меняла.
По данным самой фирмы, смазку придумал Норман Ларсен. Но есть и другое мнение. Профессор истории Айрис Энгстранд, изучающая Сан-Диего, предполагает, что сооснователем компании и создателем WD-40 был тёзка Ларсена, химик Норман Лоусон.
Норман Ларсен появился в компании позже: он руководил Rocket Chemical Company с 1957 по 1958 год, считает она. Со временем их имена перепутались, и Ларсену приписали заслуги Лоусена, отмечает Энгстранд.
О том, что смазку можно использовать для домашних нужд, производитель узнал из-за воровства работников.
Переименование в WD-40 Company
В 1958 году руководителем Rocket Chemical Company стал один из сооснователей Сай Ирвинг. 15 сентября того же года он заявил, что компания каждый день выпускает 8000 баллончиков с WD-40.
В 1969 году Ирвинг ушёл в отставку, и его сменил зять Джон Барри. Почти сразу после своего прихода Барри поменял название компании с Rocket Chemical Company на WD-40 Company в честь её единственного продукта. Решение он обосновал тем, что фирма не производит ракет.
При Барри WD-40 Company раздавала образцы продукции. Например, во время войны во Вьетнаме компания каждый месяц отправляла 10 тысяч упаковок WD-40 для американских солдат, чтобы они могли защитить оружие и технику от влаги.
Важной задачей для Барри была защита секретной формулы WD-40, торговой марки и узнаваемого дизайна упаковки. Компания не патентовала WD-40, чтобы избежать раскрытия ингредиентов. Барри признавал, что другие крупные компании, например 3M и DuPont, производили очень похожую на WD-40 продукцию.
Стремительный рост компании
При Барри смазка появилась не только на полках специализированных хозяйственных магазинов, но и в супермаркетах. Когда одна из крупнейших американских торговых сетей Sears предложила продавать WD-40 под своим брендом, Барри отказался.
При нём же резко вырос рекламный бюджет, WD-40 Сompany начала активно продвигать товары за рубежом, отмечает The New York Times. В одном из интервью гендиректор сказал, что его компания на самом деле не производственная, а маркетинговая.
В 1971 году WD-40 Company открыла первый международный офис в канадском Торонто. В течение 20 лет компания открыла зарубежные офисы в Великобритании, Австралии, Испании, Малайзии и Франции. В 2008 году она впервые получила больше половины своей выручки извне США.
Годовые продажи компании тоже росли:
В 1970 году — $2 млн.
В 1983-м — превысили $50 млн.
В 1990-м — $91 млн.
В 1992-м — $100 млн.
Компания стала публичной в 1973-м, разместив акции на Nasdaq с тикером WDFC. В ходе IPO рыночная оценка компании достигла $4,95 млн.
В 1993 году компания заявила, что продукция WD-40 есть в четырёх из пяти домов США и 81% работающих американцев пользовались ей на рабочем месте. В том же году продажи составляли до 1 млн банок в неделю, и компания вошла в десять самых прибыльных на Nasdaq.
Объясняя секрет полувекового успеха WD-40, Гарри Ридж, руководитель компании с 1997 года, говорил: «Люди любят его, потому что это честный продукт. Он делает то, что обещает».
Главное, что внутри
До сих пор единственным продуктом компании остаётся WD-40 в разных упаковках — от ручки-тюбика, которую можно положить в карман, до 200-литровой бочки.
В 2011 году презентовала линейку WD-40 Specialist: в неё входят быстросохнущий очиститель контактов и очиститель тормозов. Спустя год WD-40 Company основала дочернюю компанию WD-40 Bike Company. Она выпускает средства для ухода за велосипедами.
Тогда же производитель запустил продажи банок ограниченной серии:
- С эскизами автомобильного дизайнера Чипа Фуза — он известен работами для Ford и Chevrolet.
- И с военным дизайном. 10 центов с каждой проданной банки компания переводила в военные благотворительные фонды. По итогам акции компания пожертвовала около $300 тысяч.
В данный момент
Рыночная капитализация компании на ноябрь 2020 года оценивается в $3,5 млрд, выручка за 2019 год составила $423 млн, валовая прибыль за 2019 год — $232 млн.
Празднуя свое 65-летие в 2018 году, компания торжественно поменяла место хранения своей секретной формулы — перенесла её в другой сейф в Сан-Диего.
Корпорация заявляет, что все опубликованные рецепты по созданию смазки в домашних условиях основаны на догадках. Компания не патентует состав формулы WD-40, чтобы точный рецепт оставался секретом.
На развлекательном сайте Пикабу пользователи заметили, что от запаха WD-шки женщины прямо “писают кипятком” и считают его самым возбуждающим. Теперь WD-40 будут пользоваться даже для запаха, так как женская половина сообщества Пикабу подтвердила этот факт.
Смотрите ещё:
Так вэдэха это газированный керосин под давлением , как я понимаю
Вэдэшка вещь!
Со школы знаю, что керосин обладает повышенной проникающей способностью. Поэтому если нет вэдэшки, то можно взять его.
Качественный материал. И ВД-шка и статья.