Генри Форд не изобретал уголь для барбекю. Брикеты из древесных опилок были запатентованы намного раньше Форда. А древесный уголь существовал всегда. Но именно Генри Форд стал выгодоприобретателем популярности активного отдыха на природе.
Деньги на древесных отходах
Лесопилки предприятия по выпуску автомобилей Ford Motor Company образовали груды древесных отходов. Часть опилок использовалась для производства водяного пара для нужд завода. Остальное было спрессовано в древесный уголь. Рабочие смешивали обугленную щепу с кукурузным крахмалом, получая ежедневно около 100 тонн древесных брикетов. Дилеры продавали фирменные принадлежности для барбекю и пакеты с популярными брикетами в дилерских центрах Ford по всей стране.
Немного подробностей
Летом 1919 года Генри Форд задумался о древесине для его машин. Для сборки “Model T” потребовалось много дерева: от рамы до колесных спиц и отделки – на одну машину тратилось 100 футов дерева (~2,8 м3). Поэтому во время летнего похода он пригласил к себе двоюродного брата по имени Эдвард Кингсфорд и тот помог договориться о покупке 313 тысяч акров леса (127 тысяч гектар) и построил два завода: лесопильный и по производству деталей. А основанный на этом месте городок Кингсфорд был назван в его честь.
Патент на брикеты “Форда”
Форду было интересно, что он мог бы сделать с древесными отходами, оставшимися от изготовления деталей, подсчитав что потерянная стоимость этой древесины составляла около $11000 в день. Будучи не только скрягой, но и новатором, Форд обратился к химику из Орегонского университета по имени Орин Стаффорд, который для него разработал способ изготовления древесного угля и связующее из крахмала, дёгтя и небольшого количества воды, позволивший сформировать комки. В патенте Стаффорда Орина (а не Форда) за номером US1609097 эти комки названы – брикетами: “Процесс изготовления брикетов из древесного угля и продуктов из них” с датой подачи заявки 15.07.1922 года.
Древесина состоит из самых разных компонентов. Но внутри заключен один конкретный элемент – углерод. Сожгите этот углерод, и всё, что вы получите, – это углекислый газ, который хорошо выделяет тепло, без запаха и безвреден (это также парниковый газ, но это другая история). Так что для таких занятий, как приготовление еды, он идеален. И тут возникает вопрос. Можно ли разблокировать углерод, застрявший в древесине, отделив его от смеси соединений, которые его окружают? На самом деле это довольно просто, используя древние методы. Возьмите груду дров, подожгите и засыпьте землей. Чтобы всё делать правильно, нужны определенные навыки. Главное – позволить дереву медленно гореть в среде, лишенной кислорода – процесс, который может занять несколько недель. Остается в основном углерод, более известный как древесный уголь.
Брикеты Цвойера
Стоит отметить, что ещё ранее в 1897 году изобретатель Эллсворт Б.А. Цвойер (Zwoyer) из Пенсильвании запатентовал свой процесс объединения древесного угля, дерева и других предметов в красиво сформированные, равные по размеру кусочки с закругленными углами. Даже была компания Zwoyer Fuel имеющая заводы в Буффало, штат Нью-Йорк, и Фолл-Ривер, штат Массачусетс. Нет никаких упоминаний о каких-либо юридических методах, показывающих, что он пытался дать отпор Форду. Продукция Zwoyer забыта потомками. В то время как Форд использовал своё имя, чтобы популяризировать древесно-угольные брикеты.
Продажа угольных брикетов
Форд назвал новый бизнес по производству брикетов “Ford Charcoal”. Сначала спрос на древесный уголь был минимальный и не позволял реализовать тот “древесный мусор”, который производило предприятие “Ford Motor Company”. Уголь покупали в основном мелкие предприниматели (smokehouses) для копчения мяса и рыбы на продажу.
К середине 1930-х Форд начал продавал «Наборы для пикника», содержащие древесный уголь и переносные грили, в дилерских центрах Ford, извлекая выгоду из связи между автомобилем и приключениями на природе. «Наслаждайтесь современным пикником», – гласила реклама, – «Шипящее жареное мясо, дымящийся кофе, жареные бутерброды».
Великая депрессия, возможно, была не лучшим временем для того, чтобы пробудить очарование приготовления пищи на открытом воздухе, которая напомнила о трущобах (в 1930-е годы в США были сотни гувервиллей, поселений из палаток и лачуг, где жили сотни тысяч людей). Только после Второй мировой войны приготовление барбекю на заднем дворе стало популярным благодаря перетоку населения из больших городов в частный сектор, изобретению гриля Вебера и маркетинговым усилиям бизнесменов, купивших бизнес “Ford Charcoal” в 1951 году и переименовавших его в “Kingsford Charcoal” в честь Эдварда Г. Кингсфорда. К 1963 году барбекю, как и автомобили, стали символом американского досуга.
Где брикеты “Форда” продаются сегодня
Сегодня бизнес по изготовлению “древесно-угольных брикетов Форда” принадлежит компании Clorox, купившей его в 1973 г. В настоящее время Kingsford Products Company остается ведущим производителем древесного угля в США, занимая 80% рынка. Ежегодно в древесно-угольные брикеты перерабатывается более 1 миллиона тонн древесных отходов.
Смотрите ещё: